Формирование типов жилых одноквартирных домов в историческом срезе
Зарождению типа одноквартирного загородного дома для проживания одной семьи в современном виде на Руси предшествовал длительный процесс эволюции жилища городской семьи. Истоком развития и становления современного жилища послужил тип древней семейной усадьбы
Началом усадьбы, как считает И. А. Бондаренко, можно считать пере-ход от матриархально-родового строя к патриархальному, когда стала выделяться моногамная семья [3]. Это произошло в Восточной Европе в конце 3-го начале 2-го тысячелетия до н.э. «Большие патриархальные семьи стали распадаться на малые, которые образовывали территориальные общности - соседские общины. Они сообща выполняли трудоемкие работы, но, в то же время, каждая из них обзаводилась собственным хозяйством. Ее жилище предусматривало выполнение и хозяйственных функций, а значит, и включало служебные помещения.
Фактически это была усадьба, хотя ей предстояло пройти большой путь развития, чтобы стать усадьбой в нашем сегодняшнем представлении. Родовая усадьба предполагала наследственное владение землей. И такое владение возникало в ходе разложения первобытнообщинных отношений» [3].
Исследователями отмечается, что родовая усадьба долго оставалась на Руси основной формой пространственной организации индивидуальной жизни вплоть до середины 19 в., что отличается от Западной Европы.
Она непрерывно продолжала являться главным компонентом застройки не только русских сел, но и городов, в том числе и Петербурга. Более того, усадьба оказалась прообразом, так сказать моделью формирования города. «...На Руси долгое время сохранялась ясно просматриваемая аналогия между отдельной семейной усадьбой и целым городом. Город сосредоточил в себе множество усадеб, но, в то же время, он мог быть понят как одна «сверхусадьба», отчий дом целого рода-племени. Усадьба же отдельной семьи, в свою очередь, была подобна городу с его хорошо укрепленным ядром, менее укрепленным пасадом-предградьем и вовсе не укрепленными, но подвластными и подзащитными сельскими угодьями вокруг. Это видно уже из самих названий элементов усадебного строения, однокоренных со словом город: огород, ограда, городьба.
Если огражденный двор был как бы «градом» усадьбы, то сама изба - «детинцем» этого «града».
Феномен схожести структуры и составляющих частей города и усадьбы, его первоэлемента, обнаруженный исследователями, неоценимо значим, так как позволяет проследить не только непосредственные связи, влияние усадьбы в целом на город, но и обратные - воздействие в свою очередь города на усадьбу, а шире - на тип односемейного жилого дома.
Усадьба, выступающая в качестве базы городского жилища, со време-нем заметно изменилась по форме. Характерной чертой эволюции русских пригородских поселений являлось то, что на довольно компактном историческом промежутке продолжительностью примерно в одну тысячу лет, удается проследить изменение городского жилья от изначальной формы - протогородской усадьбы - до современных комплексных жилых единиц. На этом отрезке можно обозначить несколько типов жилища, определивших впоследствии архитектурно-планировочную структуру современного одноквартирного дома:
Древняя усадьба (усадьба протогорода, раннего города) зафиксировала в своей архитектурно-пространственной структуре опыт устройства семейной жизни, связанный с сельскохозяйственным трудом. Здесь, на усадьбе и в окружающей среде, производились основные продукты питания; усадьба кормила семью.
Следует отметить, насколько отличались усадьбы по размерам, по со-ставу построек, характеру их взаиморасположения. Тем не менее при боль-шом, казалось бы, разнообразии возможно увидеть некоторые общие черты и выделить базовые элементы любой усадьбы. Во всех усадьбах было функциональное ядро, которому подчинялся жилой дом, при нем некое придомовое пространство, которое было защищено, огорожено («двор»), где концентрировались основные хозяйственные и представительские функции; земельные угодья – периферийная часть усадьбы. Все это составляло жилище семьи.
Архитектурный образ ранней городской усадьбы.
«Усадьба ассимилировала знаки города, заимствовав присущий ему оборонительный образ» [16]. Боярские дворы на Руси уже во второй половине 11 века стали крепостями. Город придавал усадьбе, даже маленькой, черты крепости. «Княж двор», «боярев двор» всегда могли занять круговую оборону. Такой образ придают усадьбе высокие стены, сторожевые башни «вежи» в древних славянских поселениях, «терема», крепкие, на мощных столбах, ворота.
«Терем» - более позднее название «вежи», идущее из византийского окружения первых «Дворы городятся в дереве, которого много в древнерусских землях. Из дерева выполняется и мощение двора. Между главными строениями прокладывались настилы из деревянных плах (мосты). Образ крепости, запечатленный и в загородном дворе, и в городской усадьбе средневековой Руси, в дальнейшем будет воспроизведен не раз» [16].
Характерным было расположение жилого дома в глубине дворового участка, а хозяйственных построек – по периметру или периферии, часто у самой ограды и даже вместо ограды. Тем не менее, рост самого города и уп-лотнение его центральной части влияли на вид усадьбы. Усадьбы в ограж-денных посадах стали заметно меньше, они плотно примыкали друг к другу, их расширения порой становилось невозможным. Так что уже не было возможности поставить дом в глубине участка. Здесь жилые терема начинали выходить прямо на городские улицы.
Заметные и значительные изменения усадебного комплекса происхо-дили в процессе зарождения вотчинной системы, т.е. образования частной феодальной собственности на земельные владения за чертой города. Если в 10-11 вв. основой усадьбы были господский дом и его служебные помеще-ния, то, начиная с 12 в., обязательным элементом усадьбы становились и жилые дома ремесленников.
Развитие ремесленной составляющей, стесненные городские условия, не позволяющие усадьбе расширяться, привели к уменьшению доли сельскохозяйственных угодий (огородов, выпасов) в составе усадьбы. Последние буквально вытеснялись из усадьбы ремеслом. Но они не исчезли совсем, а были вынесены за город. Этот процесс отчетливо наблюдался в городах Московского государства в 16 -17 вв.
Данные археологии подтверждают, что дворы свободных людей не-знатного сословия почти всегда имели в своем составе производственные (ремесленные) помещения. При небольших размерах двора (всего-то около 400 кв. м) и ремесленной функции на подворье здесь уже не оставалось тер-ритории для аграрных работ.
Обычно боярский двор занимал площадь 1200-2000 м2, он окружался высоким забором, выше человека. Дворы свободных людей небоярского сословия менее изучены. Имеются данные, согласно которым площадь таких дворов доходила до 400 м2, в которых было минимальное число построек киевских князей.
Изменение функции в городской усадьбе привело к изменению модели архаичного жилья. Изменилось соотношение «дом» - «двор» - «огород» в части их процентного соотношения. Усадьба начала изменять свое функциональное назначение и содержание.
Это привело к изменению морфологии классической родовой усадьбы, провоцировало образование и развитие ее новых, иначе говоря, городских, «свернутых» форм. Усадьбы начинают превращаться в городские «дворы» - жилища городских семей. «Двор» - это протогородская усадьба с низкой долей сада-огорода, т.е. с сокращенной периферией.
Загородные дворы зажиточного городского сословия становились бо-лее распространенными. Со временем менялась их архитектура.
«Загородные дома бояр до 17 в. напоминали крестьянские избы, но большего размера, и были нередко двухэтажными, на подклетах, с высокими и нарядными крыльцами. «Вначале усадьбы являлись лишь «загородными дворами», снабжавшими их владельцев продуктами литания. В них имелись пруды для разведения рыбы, сады, парники, а иногда и оранжереи. Мало-помалу такие «загородные дворы» обстраивались в благоустроенные усадьбы, где семьи бояр жили летом, а иногда и сами бояре во время выездов царя из Москвы» [16].
17-18 вв. - рубеж, когда в жизни Московского государства протекали серьезные перемены под воздействием петровских реформ, а столица из Москвы была перенесена в Петербург. С утверждением самодержавия традиционные патриархально-родовые отношения начали изменяться и разрушаться.
В 16-17 вв. происходил значительный рост числа поместий, что объяснялось политическими факторами.
Западная культура энергично проникала в культуру патриархальной Руси и постепенно перемешивалась. Это период начало сосуществования и наследия друг на друга восточнославянские и западные традиции строительства. Средний двор представлял собой участок площадью 569 м2, почти 6 соток. На Урале в середине 19 века нормой для усадебного участка крепостного крестьянина были приняты размеры в 38 на 64 м (24 сотки), некоторые участки достигали 18000 м2 (180 соток). Поместья подразумевали временное пользование данной землей, в отличие от вотчин, которые являлись собственностью владельцев. Элементы регулярной планировки вносились в живописный природный уклад русской усадьбы.
Период второй половины 18 - первой половины 19 вв. в России стал особенным в вопросе развития городского жилища. В это время происходил стремительный взлет усадьбы, за которым скоро произошло падение. Затухание дворянской усадьбы одновременно совпало с первоначальным этапом распространения загородных дач в пригороде крупных городов а также процессом оформления дачи в особый тип общественной архитектуры. Русская дворянская усадьба служила одновременно и носителем традиций, их транслятором, и участником перемен.
Городская усадьба (двор) была замкнутой, изолированной от улицы высоким забором с воротами. Во дворе концентрировалась вся жизнь семьи, - указывает Т.Я. Ребайн, городской двор включал в себя также сад [18].
Ранней традицией территориальной и пространственной организации усадьбы, было тяготение жилого дома к средней части владения, за домом - центр повседневного обитания, хозяйственных и аграрных работ.
Характерные черты ландшафта являлись определяющими в простран-ственном оформлении такой усадьбы, в том числе при выборе места посадки дома и строений на участке. Это была усадьба сельского типа. Такая усадьба была характерна складывающимся древнерусским городам.
В состав помещений усадьбы включались различные структурные эле-менты: амбары, скотные дворы, мастерские и торговые лавки, но в ужатом виде. В больших родовых усадьбах могло быть несколько жилых домов, принадлежащих членам семьи владельца, а также арендаторам, но тем не менее выделялся главный жилой дом главы родового поселения, владельца вотчины или поместья. Хозяйственные постройки русской усадьбы (клеть, хлев, амбары и др.) также были в виде сруба, а на юге - столбовые или плетеные.
Крупная сельская усадьба могла состоять из 10-14 строений.
Главными жилыми помещениями, в зависимости от социального положения хозяев, были хоромы на богатой усадьбе и изба на усадьбе среднего и небольшого достатка.
Хоромы. Общим отличительным признаком для хором являлась их принадлежность к высшему слою общества и особенное топографическое положение в городе.
Хоромы классифицирую по социальному признаку на княжеские, боярские, купеческие и хоромы духовенства [22]. Базу хором составляли объемные или структурные единицы, каждая из которых имела конкретное назначение.
При чем функция нередко определялась положением подобной единицы во всей структуре хором. В территориальную структуру хором входили избы, горницы, комнаты, светлицы, клети, сени, амбары и другие обслуживающие и хозяйственные помещения. Все эти пространства различаются на формирующие, связующие и вспомогательные структурные части. К формирующим относят основные жилые пространства (избы, горницы, комнаты, светлицы, повалуши, столовые); к связующим - крыльца, сени, переходы и галереи, а к вспомогательным - все хозяйственные пространства, а также чердаки и вышки.
Крыльца были приграничной частью и служили не только для входа и выхода, но и были центром общения жильцов хором с окружением. Часто крыльцо примыкало к сеням, и устраивались в один, два или три «всхода». Всегда его главной функцией была коммуникативная. Связь устанавлива-лась между внутренней и внешней средой - между хозяевами и гостями.
Сени служили связью различных пространств хором. Именно комму-никация являлась основной функцией сеней. При чем если хоромы были не-большими (в 6-8 помещений), то они оказывались универсальным пространством и могли существовать в роли приемной или летней спальни.
Размещались сени во втором и третьем уровне хором и могли связы-вать горизонтально любые единицы пространства, а так же объединяться в две-три. Если наблюдать по вертикали, то под сенями могло устраиваться так называемое подсенье, подклет, погреб, амбар, хлев, а иногда и проход во двор. Над сенями иногда были верхние сени, вышки, гульбища. В общей структуре они иногда соединялись. В случае если сени располагались в тупике хором, они утрачивали свою основную функцию и имели только функцию отдыха.
Основным назначением переходов, как и сеней, было сообщение. По-этому во всей структуре крупных хором сени и переходы «переливались» друг в друга. Основной задачей переходов было соединение сеней разных групп помещений. Как правило, переходы размещались во втором уровне хором, хотя в больших царских хоромах они формировались и «по верхам», являясь частью гульбищ и разделяя их основную функцию.
Избы (рис 2), горницы, комнаты и светлицы - все эти структурные единицы хором имели схожее назначение и часто перекликались в описаниии. Наиболее ярким вариантом такой «взаимоподмены» понятий служило описание хором, где нет ни изб, ни горниц, ни комнат, но присутствует восемь светлиц. Все эти единицы могли быть спальнями, могли иметь печь (изба ее имела всегда), спальная и отопительная функции были в них главными. А также они могли быть приемными и мастерскими. Какие-то из функций преобладали или исчезали. Имелось несколько вариантов размещения их в общей структуре хором [22]:
- Каждая из этих единиц в отдельности могла:
- компоноваться в тупике структуры;
- быть связующим пространством;
- компоновать другие единицы вокруг себя.
- Пары единиц (горница-комната, передняя-комната и др.):
- располагаться друг над другом;
- компоноваться в тупике структуры;
- в одной связи с двумя другими пространствами;
- в «переходной связи» с двумя другими пространствами.
- Тройки единиц (передняя-средняя-задняя комнаты и др.)
- в одну линию с сенями;
- в одну линию с сенями и параллельно переходам или сеням;
- «на углу» общей структуры;
- по центру сеней, т.е. окружались сенями по периметру.
Повалуша, как правило, назначалась для приема гостей, в ее составе также могли иметься спальни для гостей. Главным помещением повалуши являлась трапезная. Редко она могла использоваться в качестве кладовой. В целой структуре хором повалуша могла оказаться в тупике, как на одной оси с другими комнатами, так и «на углу». Над повалушей иногда устраивалси вышку, а под ней – хозяйственные комнаты.
Остальные элементы пространства составляли обслуживающие и хо-зяйственные комнаты. Иногда в состав хором входила баня (мыльня), кото-рая могла располагаться и в ярусе с жилыми помещениями, и в нижнем яру-се, и на два яруса. В общей организации мыльня могла примыкать к покое-вым помещениям, а могла быть отдельно через проходы. Как и мыльня, туалет мог примыкать к покоевым помещениям или размещаться отдельно.
Хозяйственные помещения чаще всего устраивались в нижнем ярусе хором, исключением были только клети и чуланы, расположенные во втором уровне, при чем летом они быть использованы и как спальни.
Итак, замечаем, что одни и те же комнаты в зависимости от своего по-ложения в общей организации хором могли иметь разные функции. Так на-ходила свою интерпретацию гибкость пространства, хоромы структурировались в соответствии с различными функциональными процессами, проходившими внутри них, т.е. соподчинение данных процессов рождало процессуально-пространственные связи.
Универсальность - это одна из основ, на которой строилась общая структура деревянных русских хором.
Таким образом, все внутренние помещения хором разделим по функ-ции на связующие (крыльца, сени, переходы), формирующие (избы, горницы, комнаты, повалуши) и вспомогательные (чердаки, вышки, мыльня, столчаковая, хозяйственные помещения). Также возможно разделение внутренних помещений хором на: покоевые (спальни, сенники и др.), непокоевые (гридни, повалуши, светлицы и др.) и служебные помещения (кухни, чуланы, места для прислуги и др.) [22]. Следует отметить, что подобное разделение соответствует современному зонирования помещений дома на группы комнат индивидуального пользования (приватная группа), общественного (общесемейного) назначения и обслуживающего назначения.
Выявленные внутренние функциональные взаимосвязи, как отмечается в работе Тиханчикова [22] , определяли тип композиционной структуры. К таким типам возможно отнести:
- осевую структуру;
- угловую структуру;
- сложносоставную структуру.
Итак, определяются основные функциональные и пространственные связи в жилье для высших слоев русского общества в древние времена (кня-жество, духовенство, боярство и купечество). Необходимо понимание и анализ структуры такой малой единицы хором, как изба, которая не могла не повлиять на развитие и понимание структуры современного жилого дома россиянина. Рассмотрим также эту единицу.
Изба. Самая простая изба представляла собой небольшое отапливаемое помещение («истопка с каменкой»). Размеры избы вытекали из пропорций человека. Изба на хозяйственном или на отапливаемом подклете представляла собой более сложную систему (рис.2).
В первом случае под избой размещалось хозяйственное помещение.
Во втором случае сама изба (истопка с каменкой) находилась внизу, а над ней горница, т.е. «горнее», верхнее помещение. Попасть в помещения, размещенных на различный уровнях, можно было либо по раздельным крыльцам, либо по лестнице в сенях.
Северная и Поволжская избы. Насчитывается несколько типов крестьянских изб [12] . Самым распространённым являлся брус. Назывался он брусом потому, что все комнаты в избе, как жилые так и хозяйственные, размещены в один вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной крышей. Просторные сени разделяли такую избу на две разные части. Меньшая из них - жилая, выходила на главный фасад, а большую часть занимал перекрытый хозяйственный двор. Высота помещений избы обычно была равной косой (2,16 м) или великой (2,49 м) сажени.
Другой тип северной избы имел название «глаголь» и имел очертание буквы «Г». И, наконец, «кошель», распространенный в северных районах страны (рис.2). Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме группировались в единый квадратный сруб. Он полностью, со всеми помещениями, перекрывался общей двускатной крышей.
Просторные сени с внутренней лестницей разделяли весь дом на две части. Первый этаж оказывался теплее, и потому здесь жили в холодное время, а на втором, холодном этаже, жили летом. Почти во всех избах были «чистая», парадная горница и светелка наверху. Напротив входной двери был проход в двухэтажную хозяйственную часть. Весь первый этаж этой части занимал скотный двор, конюшни и «чёрная» лестница. Наверху размещалась «поветь», или сарай, где хранились телеги, сани, соха, борона, рогатины, рыбачьи снасти, лодки и весь инвентарь крестьянина, охотника и рыбака. Здесь же хранили и корм для скотины. Со двора на поветь перекидывали наклонный помост - «взвоз», сделанный из длинных, крепких бревен, по которому взбирались на второй этаж двора на лошади.
Избяной сруб ставили, чаще всего, на землю, иногда на низкий фунда-мент, сложенный из плоских камней.
Выявляется, что функциональная структура избы напоминала структу-ру хором в уменьшенном виде при использовании тех же основных принципов зонирования и связей. Также можно выделить группы помещений, определявшие функциональную организацию избы: связующие, формирующие и вспомогательные помещения.
Если усадьба или хоромы - это исторически сформированная модель организации человеком жилого пространства, то город можно интерпретировать как «сверхусадьбу», а индивидуальный жилой дом (изба) представлял собой усадьбу в ужатом виде.
Помещичья усадьба - это особый способ жизненного уклада и струк-турного формирования места проживания и обитания, спровоцированной социально-экономическим развитием Российского государства в контексте долгих крепостнических отношений.
Во второй половине 18 века, освобожденные высочайшим указом от обязанностей государственной службы дворяне, разъехались по личным по-местьям и начали их обустраивать. В 1762 г. указом Петра 3 «О вольности дворянства» поместья в очередной раз были переданы в полную собствен-ность дворян. В это время возникает много новых усадеб вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, вокруг других крупных городов.
Усадьба устраивалась по всем правилам архитектуры, она формирова-лась как единый, крепкий и цельный ансамбль. К его проектированию при-влекался архитектор. Постепенно складывались великолепные комплексы, с развитыми ансамблями жилых, вспомогательных и хозяйственных построек, с парками, организованными по современным правилам ландшафтного искусства вокруг барского дома, за которым, как правило, следовали более или менее обширные земельные владения.
«Можно спорить, первым ли было это жилище или вторым, т.е. жилищем для временного пребывания. Хозяин мог родиться в усадьбе и провести в ней отроческие годы, затем уехать в город и подолгу там жить, особенно по молодости лет, пребывая на службе; здесь обзавестись семьей; к зрелым годам вернуться в родовое гнездо. Дела в усадьбе в этом случае вели доверенные лица или управляющий. Хозяин мог и вовсе быть городским жителем, постоянно проживать в городе, но при этом владеть загородной усадьбой или даже несколькими, наведываясь туда периодически» [16].
В городах дворяне проживали временно, поместье было их основным местом проживания. Часто семьи владельцев по нескольку лет не выезжали из имения.
Самый большое число строительства усадеб пришлось к концу 18 – началу 19 вв. В это время большие города окружались пригородными поместьями, особенно близ крупных городов - Санкт-Петербурга и Москвы.
Влияние европейской виллы на русскую усадьбу обнаруживалось и раньше, но именно в это время оно становится наиболее значительным. И в следствие того, что над проектами ряда загородных жилищ работают архи-текторы, приезжие из-за границы, а также из-за того, что загородные усадьбы возводят себе приезжие иностранцы, которых было немало в это время в России, эти загородные дома тоже стали называться виллами.
Европейский опыт строительства загородной виллы стремительно растворялся на российской территории. Характерные черты загородного дома рассматриваемого периода можно увидеть в проектах и архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.), итальянца по происхождению, творческий подъем которого пришелся на расцвет архитектуры классицизма в России. Он создал немало ярких шедевров загородных дач и вилл. Один из них - дача А.А. Безбородко, пример реконструкции первоначально небольшого здания.
Строительство, начавшееся в нашей стране в этот период, широко по своим масштабам. Оно обнаружило много ярких архитекторов, над проектами загородных домов работали лучшие московские и петербургские зодчие: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов и др. По их проектам усадьбы строились во многих городах. Архитектура усадьбы этого периода - архитектура классицизма. Классические античные композиционные приемы получили очень широкое распространение в отечественном усадебном строительстве конца 18 - начала 19 веков. Небольшие дома могли ограничиваться центричной композицией, а при проектировании более значительных по габаритам загородных особняков архитекторы использовали иные планировочные схемы.
Так, например, отдельно размещалось главное здание, которое допол-няли крыльями (корпусами) служб. По данной схеме средняя часть (жилая) выделялась в качестве доминирующей. Эти крылья образовывали в зависи-мости от рисунка в плане прямоугольный или дугообразный парадный двор.
По иной схеме все постройки размещались «покоем» (т.е. в виде буквы «п», именуемой в славянском алфавите «покой»). В данном случае выделялся главный, центральный, объем дома, который фиксировал всю композицию, он завершал перспективу с подъездной дороги, перед ним - парадная площадь. Площадь небольшая по габаритам и стеснена флигелями, в которых, часто, размещались вспомогательные и служебные помещения. Таким образом, весь дом представлял собой довольно компактное строение.
Приемы классической архитектуры получили очень широкое применение в усадебной архитектуре России.
В них часто внимание обращается на господский дом и примыкающий к нему декоративный сад (парк), т.е. на центральное ядро. «Складывается впечатление, что дом + парк и есть вся усадьба. Но нет, эта картина непол-ная. За домом и парком простирались леса, возделанные поля, здесь кипела жизнь; это дальняя периферия усадьбы, ее неотъемлемая составная часть. Усадьба в узком толковании - это дом с парком, в расширенном - дом с пар-ком и периферией, в целом поместье» [16].
В то время как первоначально в структуре поместья, дополнительно к сельскохозяйственным территориям, появляется небольшой процент декоративного ландшафта, не имеющего утилитарного назначения, то далее декоративному парку мало-помалу находится все больше территории; более того, искусство его создания (ландшафтное искусство) получает широкое общественное признание.
На протяжении истории усадебного строительства России возникали примеры, в которых дальняя территория (периферия) усадьбы перестает выполнять только лишь сельскохозяйственную функцию, и вся усадьба в целом формируется как единый садово-парковый организим. «Здесь усматривается начало усадьбы-дачи, в которой производственная функция становится сопутствующей, второстепенной» [16].
Усадьба, как модель организации жилой среды, новый опыт ее устройства заметно влияют на застройку отечественных городов. Получившие повсеместное распространение в середине 1820-х -1860-е годы в усадебном строительстве примеы многообъемности и живописности интегрируются в городскую застройку.
На протяжении всего постклассического периода развития архитектуры в нашей стране усадьба - городская и загородная - и частный жилой дом - особняк - городской и загородный - являются ведущими стилеобразующими жанрами зодчества. Во всех городах самый яркие общественные здания (университеты, больницы, богадельни и др.) строятся по подобию загородной усадьбы, с зеленым дворовым пространством, где разбиваетс парк.
В большинстве случаев русская дворянская усадьба данного периода – преимущественно сельского типа, дальняя территория в ней выполняет сельскохозяйственную функцию.
Модель усадьбы в этот исторический промежуток выглядит следую-щим образом: «господский дом - ядро» - «двор+парк» - «дальняя периферия» (земельные владения, сельскохозяйственные угодья, леса). Именно дальняя периферия отличает усадьбу сельского типа от усадьбы дачи.
Дача. Серьезные преобразования в России имели место быть во второй половине 19 в. Год 1861 знаменит в истории отменой крепостного права. Изменялся социально- экономический климат, становились новые, капиталистические, отношения. Этот процесс был параллелен распаду традиционной помещичьей усадьбы. Новые социально-экономические условия обнаруживали новую группу собственников. Индивидуальные загородные владения, которые часто играли роль второго жилища - собственность не только потомственной аристократии, но и формировавшейся тогда буржуазии. Имеет место быть явление быстрого распространения нового типа загородного жилища.
Уже в первой четверти 19 в. начались серьезные изменения в вопросах градостроительства. С развитием капиталистических отношений происходил процесс интеграции частного капитала в различные сферы строительства. Роль государства при этом как регулятора в градостроительстве падала. С конца первой половины 19 в. в российских городах стала повсеместно появляться стихийная застройка. Получил распространение самострой, особенно в провинциальных городах. Темпы жилищного строительства, в том числе дачного строительства в пригородах, стремительно росли.
Строительство дачи стало доступно большому кругу горожан, что по-влияло на структуру этого типа жилья.
Начиная с 19 века словом «дача» стала именоваться небольшая усадьба или загородный дом, расположенный недалеко от города и имеющий небольшую прилегающую территорию.
Зажиточные городские мещане покупали земли для строительства дачи у обедневших дворян. Впоследствии этот процесс получил повсеместное распространение. Нередко усадебные земли не продавались владельцами, а сдавались в аренду, и в частности под устройство дач. Загородное дачное строительство, распространившееся во второй половине 19-начале 20 вв., заняло крепкую позицию в нашей истории.
Исследователи русской усадьбы считают, что по существу дача пришла на смену разорившейся дворянской усадьбе [3, 7, 11, 16].
«После отмены крепостного права, когда старые дворянские поместья стали переходить в руки молодой и быстро развивающейся русской буржуазии (процесс, наметившийся еще в предреформенные десятилетия, но резко усилившийся к концу 1860-х гг.), на первых порах старинная усадебная архитектура, великолепные обширные ухоженные парки, изысканные интерьеры усадебного дома чрезвычайно импонировали новым помещикам, удовлетворяя их стремление к самоутверждению. Поэтому они старались сохранить незыблемым сложившийся здесь природный и предметный мир. Но по мере течения лет это охранительное отношение к художественному миру усадьбы стало уступать коммерческим интересам. Сначала сравнительно редко, но в дальнейшем все более часто встречаются случаи перестройки старинных усадебных ансамблей, перепланировки и вырубки парков, устройства на их месте скучно спланированных дачных поселков...» [16].
Один из прямых примеров переустройста усадьбы в дачу, представлен в сборнике Общества изучения русской усадьбы: старинная подмосковная барская усадьба Кучино, некогда принадлежавшая Рюминым, а с конца 19 в. - Рябушинским, оказалась по наследству в совместном владении многочисленных братьев и сестер Рябушинских. Наследники выстроили себе в разных концах имения дачи, где проводили время на заграничный манер, разводя английские газоны, увлекаясь спортом [22].
Дачи были оснащены комфортными подъездами от города и представляли собой некие небольшие отдельные самостоятельные усадьбы с индивидуальным садово-парковым ансамблем.
Стоит отметить, что именно в этот период появляются множества ру-ководств (альбомы, книги и пр.) по строительству частных жилых домов и вспомогательных строений; они обильно снабжены иллюстрациями фасадов и планов, рекомендациями к конструктивным решениям и узлам, и предназначены для новой категории застройщиков. Среди них альбом Григория Судейкина (рис. 3), состоящий из ряда проектов домов различного назначения, имеющих красивую самобытную архитектуру, на основе русского национального стиля. По сути это был первый опыт типового проектирования в жилье [21].
В предисловиях и заглавиях как правило указывалось, что альбомы предназначены «...для управления работами при постройке всякого рода зданий без помощи архитектора». Сам факт издания подобных альбомов говорит о том, что на горизонте появился новый заказчик, с которым до этого профессионал - архитектор не общался. С появлением нового заказчика в архитектуру пришел новый виток архитектурного проектирования, а вернее архитектурного бизнеса, требующий систематизации и оформления.
Наметилось начало большого строительного бума в контексте новых общественных потребностей. В первой половине 19 века стало распростра-няться строительство дач в пригородах крупных городов. Особенно активно они появлялись на окраинах Петербурга - в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Стрельне и др. Многие из этих дач - владения горожан среднего сословия, хорошо описанного в романах Ф.М. Достоевского. Это сословие формировало новый заказ на архитектуру: требования внешней роскоши становились менее существенными, зато особую значимость приобретали требования другого характера, они были связаны с функциональностью, экономичностью, конструктивной логичностью и целесообразностью построек. Все это в целом направляло к отходу от традиционных методов проектирования, сформированных и отработанных классицизмом, и предполагало поиски новых решений и средств и приемов эстетической выразительности.
Современный творческий подход появился на основе выбора и сфоку-сирован на использовании художественного наследия «всех стилей» [11]. Принципы эклектики (от греч. eklektikos - выбирающий) положили зачатки большому обобщению и дифференциации накопленного историей архитек-турного инструментария. Эксперименты с использованием «всех стилей» прежде всего появились в архитектуре загородных дач. Именно в этой сфере общественного строительства стали довольно последовательно находить воплощение новые взгляды на функциональные и художественные качества архитектурного объекта, формироваться новые представления об уюте и комфорте, о способах взаимодействия и взаимопроникновения здания и природной среды, его окружающей.
Одной из первых экспериментальных построек, в данном стиле стала дача императора Николая 1 («Императорский коттедж»), расположенная на территории Петергофа. Дополнительно к ранним примерам, где наблюдается обращение к приемам эклектики, относят проекты загородных домов, разработанные А.П. Брюлловым, архитектором - педагогом академии художеств.
В конце 1830-х - начале 1840-х гг. А.П. Брюллов спроектировал для Павловска несколько дач с «разнообразными, легкого я приятного вида» фасадами; в их композицию он вводил много на половину открытых помещений - балконов, лоджий, эркеров, веранд, добиваясь тем самым раскрытия интерьера дома окружению «навстречу свету и воздуху» [11].
Примечательны проекты двух дач, которые Барановский выполнил для себя и для своего брата - живописца Карла Брюллова; по его чертежам дачи были построены в Павловске. Оба дома имеют асимметричную планировочную структуру, что послужило основой для свободной компоновки архитектурных объемов. Террасы, эркеры, балконы придали дачам выразительный живописный вид, усилили связь этих домов с окружающим ландшафтом, пластически обогатили в целом объемную композицию. Дачи предусматривают использование деревянных конструкций. Архитектурный образ каждой из них гармонично отвечает назначению загородной дачи, считает А.Л. Пунин, «...в них уже нет той «претензии смахивать на храм», которая нередко ощущалась в усадебных постройках и виллах позднего классицизма... а высокая кирпичная башня-бельведер собственной дачи А.П. Брюллова была не только данью романтической моде на старину: она служила наблюдательной вышкой для хозяина дома, увлекавшегося на досуге астрономией» [17].
Однако башни и переходы дачи А.П. Брюллова придают всему ком-плексу некоторый оборонительный вид, свойственный древне-русской даче.
«Со второй половины 19 века строительство дач в окрестностях Петербурга принимает небывалый размах. Набеги горожан на свежий воздух приобретают тотальный характер, их стремление влиться в первоприродную, настоящую, негородскую жизнь ведут к популяризации дачи» [16]. Возникло новое понятие «дачная местность», обязательно живописное. Зарождался новый тип поселений - дачные поселки. «Дачные поселки как самостоятельный тип поселений стали возникать на исходе классицизма. Появление дачных поселков вдоль петербургского шоссе под Москвой и в ближайших окрестностях Петербурга (Парголово, Екатерингоф и т.д.), превращение городов при императорских резиденциях (Павловск, Петергоф, Царское Село, Гатчина, Ораниенбаум) в города дач пришлось на время романтизма. Но действительно массовое строительство их началось, и характерные черты их оформились во второй половине 19 в.».
Дачные поселки, как новые типы поселений, образовались из множества мини-усадеб, организованных по принципам городской планировки. Эти новые поселения строились на основе уличной сети, как правило, регулярной; размещение дома здесь было предопределено не только ландшафтными особенностями участка, его размерами, конфигурацией, но и трассировкой улиц.
Заданная сетка улиц являлась основой будущей структуры и развития дачного поселения в конце 19 века дача сама по себе становится просто модной, а время препровождение здесь - популярным, многим доступным. Складывался особый фрагмент городского образа жизни - дачная жизнь. Газетные публикации и литературные произведения той поры запечатлели этот процесс.
Несмотря на недлинный исторический отсчет, подавляющее большин-ство построенных тогда дач не сохранилось. Однако сохранилось много проектов и чертежей дачных домов. Об общем характере дачной архитектуры той поры можно судить по проектам, которые поместили гр. Судейкин в «Альбоме проектов дач, особняков, доходных домов, служб и т.п.», а также Г.В. Барановский в труде «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века». Эти емкие собрания дачной архитектуры получили не одно переиздание.
«Энциклопедия» и «Альбом» - далеко не единичные примеры систематизированных собраний проектов, отражающих опыт строительства второго жилища в этот период. Было немало и других «сборников», «начертаний», «портфелей» и т.п.
Домостроение с планами, фасадами каменных и деревянных городских и сельских зданий, расположенных в изящном и простом вкусе; флигелей, кухонь, сараев, амбаров, конюшен, разных садовых украшений, как-то: беседок, гротов, мостов - и многими другими
Подавляющая масса проектов, содержащихся в «портфелях», несет на себе печать эклектики. Многочисленные предложения в готическом, рус-ском, египетском и других модных стилях были профессионально «подделаны» под вкусы нового заказчика из среднего слоя - промышленников, чиновников, купцов, состоятельных «служилых людей». Здесь немало проектов дач, выполненных в «классицистическом» стиле: у них симметричные фасады и планы, они имеют колонны, портики и другие атрибуты римско-греческих ордеров. Значительную часть составляют проекты дач в «англоготическом вкусе». Встречаются проекты дач «в швейцарском вкусе» (в виде скромных домиков - шале, обшитых досками, с галереями), в «Деревенском стиле» - из грубо обработанных стволов деревьев и с соломенной крышей.
Со второй половины 19 века все большей популярностью стало пользоваться фольклорное направление, проектировались и строились деревянные дачи «в русском вкусе». Они импонировали живописностью компоновки, нарядностью, умелым раскрытием конструктивных и художественных возможностей дерева, романтичностью, сказочностью облика. Эти предложения опирались на стародавние традиции обустройства русской усадьбы. Появление и распространение таких построек подготавливало тот бурный расцвет фольклорного варианта «русского стиля», который наступил в последней четверти19 века и широко представлен в очень популярных до сей поры собраниях дачной архитектуры Г. Судейкина [21] и Г.В. Барановского [2].
Проекты дач, приведенные в собраниях, отличаются большим разнообразием не только по стилям, что естественно для эклектики, но и по пространственной структуре. Имеются проекты как совсем маленьких одно-этажных домиков, всего на одну комнату и кухню, размерами в плане не бо-лее 6x9 аршин, так и проекты представительных трехэтажных дач-особняков, размерами 20x20 аршин и свыше, с числом комнат более двух десятков. Собрания дач и особняков предназначались для застройщиков разных социальных категорий, и с высоким, и с малым достатком.
Предусматривалось в случае надобности приспособление дач к круглогодичной эксплуатации.
Новый портфель для городских и сельских хозяев, заключающий описания, чертежи, планы и фасады городских и сельских домов, хозяйственных построек, оранжерей, беседок, бань, ворот, въездов, решеток, мостов, устройства колодцев, внутреннего убранства комнат и наружных украшений домов, рисунки экономических сараев, ледников, амбаров, риг, скотных и постоялых дворов, конюшен и прочее с присовокуплением чертежей поставки разного рода простых и сложных стропил и кладки экономических печей, духовых оборотных, с коробами и т.д. на ста листах. чисто оструганным стропильным брускам укладывать не обрешетку, а шпунтовой тес, по нему - железо. Такое устройство крыши дает сразу чистое помещение, а при желании сделать из летнего помещения зимнее нужно к нижним сторонам стропильных брусков подшить шпунтовой тес, промежутки засыпать опилками, торфом или мхом».
К концу 19 в. определяется контур характеристик, выделяющий дачу в самостоятельный архитектурный тип, отличный от сельской усадьбы.
Отличительные черты дачи хорошо усматриваются в сопоставлении с характеристиками сельской усадьбы. Если усадьба обязана была приносить доход от продажи леса, от посевов и обработки земли, от животноводства (что она успешно и делала), то дача - нет. Хотя купечество, фабриканты, другое состоятельное городское сословие и пыталось устраивать свои загородные усадьбы-дачи по образу и подобию дворянской усадьбы, «...но материальное обеспечение происходило не за счет эксплуатации крестьян, а за счет прибыли от заводов и мануфактур, зачастую стоявших неподалеку».6 В виду этого даче свойственно отсутствие сельских угодий, обширных дворовых служб и, соответственно, для нее достаточна сравнительно небольшая площадь участка.
На дачу выезжали в основном летом; зимние дачи хоть и имели место, но широко распространены не были, и что важно, путь от города до дачи занимал не более 3-х часов (учитывая близость дачи от города или от ж/д станции) в отличие от усадьбы, до которой зачастую «три дня пути».
Дачная жизнь становится особым и популярным фрагментом городской культуры. Как справедливо подмечают исследователи русской дачи второй половины 19 в., дачный образ жизни - это отдельный ритуал; это заранее и придирчиво подготовленные к летнему сезону туалеты, это вечерний променад и неторопливые беседы, и, наконец, дачная жизнь - это театр.
«Есть и еще один, пожалуй, самый главный отличительный признак, проводящий глубокую межу, которая отделяет традиционную усадьбу от дачи.
Усадьба - это родовое гнездо; место рождения и взросления в лоне се-мейных устоев, святынь. Ее негромкая миссия - «память роду». Традицион-ная усадьба есть хранительница этой памяти; дача, как временное пристани-ще, даже очень добротная, - нет».
Таким образом, в конце 19 - начале 20 в. усадьба и дача получили от-четливые функциональные и морфологические отличия, позволяющие говорить о сельской усадьбе и дачной усадьбе как о разных. Усматривалось заметное снижение роли дачной усадьбы в отличие от традиционной, сельского типа, как производителя сельхозпродукции со всеми вытекающими отсюда последствиями: уменьшением размеров территории, сокращением хозяйственных служб, приоритетом декоративного садоводства.
Дача выступала в качестве особого фрагмента городского жилища, а дачная жизнь - составной части городской культуры. Также выявлено, что и загородный дом, центр дачной усадьбы, в сильной мере испытывал влияние со стороны города. Он постепенно приобретал свои отличительные особен-ности, не позволявшие перепутать его с домом сельской усадьбы. Загород-ный дом активно заимствовал стилистику городской архитектуры, ее декор. Однако при возведении дачи применялись сравнительно дешевые строительные материалы, а дом по архитектуре всегда был проще, чем городской, был ближе к природе. Авторы трудов по дачной архитектуре этого периода подчеркивают, что такие существенные признаки, как сезонность эксплуатации (дом служит для использования преимущественно в летнее время), предназначенность для отдыха, влияют на его построение.
На такие отличительные черты дачного дома указывает, в частности, Э.Ю. Купффер в своем довольно обширном труде «Жилой дом», изданном в самом начале 20-го столетия, который фиксирует состояние жилища в этот период. Этот автор указывает к тому же на дифференциацию жилых домов по признаку имущественного достатка их владельцев и различает дома состоятельных и малоимущих.«... Мы можем различить их (жилые дома. - СП.) по общественному и материальному положению жильцов, а именно:
- дома для высшего, состоятельного класса;
- дома для среднего, менее состоятельного класса;
- дома для низшего, малосостоятельного класса.
Наиболее характерное различие жилых домов для людей каждого из сословий заключается, по утверждению Э.Ю. Купффера, в числе жилых по-мещений: «Число комнат, нужных для жильца среднего состояния, колеблется от 4 до 8. Если их больше, то здание можно отнести к богатому барскому дому, если же их меньше, и притом они отличаются скромностью и крайними размерами, то в большинстве случаев такую постройку следует причислить к дому для рабочих».
От количества комнат зависит также число и устройство дополнитель-ных хозяйственно-бытовых помещений, а вместе с этим величина и архитектура всего здания в целом.
Перечень основных комнат, «нужных для жильца среднего состояния», следующий: жилая (общая) комната, спальни, кабинет, будуар, столовая, гостиная, холл. В лучших домах в дополнение к названным прибавляются домашняя библиотека, курительная комната, бильярдная, зимний сад. Дана характеристика комнатам. Жилая комната - это общая семейная комната, предназначена для взаимного пользования всеми членами семейства, «в ней отражается весь домашний строй». Спальня может быть взрослой, детской, супружеской, при спальне - обязательна шкафная, хорошо, если рядом уборная с ванной. Детская -это комната для игр детей, классных занятий. Кабинет - «необходимое помещение для средней и лучшей квартиры», предназначен для работы и для отдыха хозяина, рядом с кабинетом может располагаться комната или даже несколько для специальных занятий, например библиотека, чертежная, лаборатория, приемная и т.д. Будуар - это комната для личного пользования хозяйки, ее частных занятий и приема интимного кружка ближайших подруг, для ее туалета. Столовая – комната для завтраков, обедов и ужинов, играет роль общесемейной комнаты; в богатых домах могут быть специальная столовая для приемов - парадная столовая, столовый (банкетный) зал, а также комната для завтрака (morning room, breakfastroom - по аналогии с домами Англии). Гостиная служит для приема гостей и для семейных торжеств; ее разновидность - салон, это комната исключительно для приема гостей, в т. ч. для вечернего приема значительного числа гостей. Холл -просторная передняя для встречи посетителей, для бесед, для отдыха; проходная комната, которая играет роль «жилого вестибюля». Зимний сад - это помещение для комнатных растений, заменяющее настоящий сад в зимнее время.
В результате определены основные тенденции определения уровня комфорта. Это количество комнат, связь с ландшафтом и др. Э.Ю. Купффер приводит перечень комнат городской квартиры, но что примечательно, такие же комнаты устраивают горожане и на даче. Если сопоставить между собой проекты дачных домов, предназначенных для строительства в этот период и представленных в изданиях, то можно отметить следующие особенности.
Общая площадь помещений дачных домов имела большой разброс и колебалась в пределах от 35 м2 до 600 м2 и более. Малые дачи в составе помещений насчитывали всего одну - две комнаты и кухню, имели холодные пристройки, где размещались кладовые, чуланы и холодный ватерклозет. В больших дачах количество одних только жилых комнат доходило до 10, здесь были предусмотрены теплые ванные и туалеты, рядом с кухней располагались комнаты для прислуги. Кроме того, в этих дачах дополнительно в большом числе были запроектированы летние помещения (под скатами крыш, в башнях и т.п.) и подсобные помещения в подвалах и полуподвалах, в пристройках. Во многих больших домах было по два - три входа - один парадный, другие черные. Всем без исключения дачам, и малым, и большим, были свойственны открытые или остекленные террасы, балконы, веранды (сени), навесы. В больших дачах этих летних помещений насчитывалось несколько.
Сопоставляя между собой архитектуру дачных домов и городских особняков, спроектированных и построенных в конце 19 в., выявлено немного различий. Часто загородные дома и городские особняки очень схожи, мало разнятся по набору помещений, планировке, по внешнему облику.
Основные параметры некоторых показателей комфорта жилища, уже присутствовавшие в XVI - XVIII веках не только в самой жилой ячейке - избе со спальными местами на полатях и лавках, но и в доме, в котором изба составляет только от 1/2 до 1/7 части всех элементов дома и доходит в усадьбе до 1/10 - 1/15, где соотношение становится совершенно другим в общей совокупности с кладовыми, чуланами, амбарами, конюшнями, ледниками, хлевами, территорией двора и другими особенностями индивидуального жилища в деревне или рабочем посёлке, а тем более в усадьбе.
Архитектурные особенности загородных дачных домов на этом этапе просматривались, но еще не столь отчетливо, как это было в последующем. Неслучайно практически все собрания содержат проекты домов, которые авторы рекомендуют одновременно для строительства и в городе, и в дачной округе.
Таким образом, выявлены планировочные и художественно-декоративные приемы, использовавшиеся при проектировании загородных дачных домов:
- свободная постановка дома на дачном участке и относительная
независимость от окружающей застройки (в отличие от городского особняка, зажатого на тесном городском пространстве );
- его свободная, расчлененная композиция, удобная и экономичная
планировка, живописный силуэт с башенками, мезонинами, балконами,
галереями, наличие большого числа летних помещений.
«...При композиции загородных домов или дач воображение имеет более свободы; и здесь есть известные правила, но они не так строги: легкость, разнообразие и согласование с окружающей природой должны быть руководителями составляющего проект дачи», - отмечает П. Фурманн, автор одного из архитектурных сборников.
Эти общие приметы присущи многим дачам, появившимся к концу 19 века в большом числе не только в пригородах Петербурга, но и других крупных российских городов. Прогрессирующая тенденция распространения дачной усадьбы в России отражала общие процессы, характерные для состояния городского жилища этого периода в большинстве стран Европы.
Повышение требований к современному жилищу, связанное с совер-шенствованием инженерного оборудования, увеличением количества жилых помещений в доме, применение новых строительных материалов и новой технологии строительного производства привело к отказу от избы, к коренному изменению типа загородного жилого дома.
«Площадь роскошного дома составляет от 1,5 до 2 тысяч кв. м. мини-мум.
Архитекторы высказываются за вертикальное зонирование пространства по традиционной схеме: цоколь или подвал с обслуживающей инфраструктурой, первый парадный и второй приватный этаж. В таком доме обязательно предусматривается лифт. Во-первых, потому что высота потолка в парадной зоне порою превышает 6 м. Во-вторых, потому что, как остроумно замечает Рожнев, «новые русские больше не считают, что умрут в 40 лет, и думают, как будут жить, когда им исполнится 80».
В структуре индивидуального жилого дома объединяются несколько известных принципов функциональной и пространственной организации. Помимо гостиничной заимствуются черты музейной организации простран-ства.
Проявляется эстетика «белого куба» - просторных помещений, где на первый план выступают не архитектурное решение и декоративная аранжи-ровка, а предметы, наполняющие интерьер.
Четкое разделение пространств требуется потому, что в доме все время находятся посторонние. «И не только гости, родственники, приживалы и деловые партнеры (порою такие «конкретные», что лучше ими не пугать домочадцев)». В доме постоянно присутствуют слуги - без них в роскошном индивидуальном жилище большой площади прожить невозможно.
«Сама планировочная структура нередко аморфна. К собственно жилому ядру добавляется такое количество разнообразных функций, особенно обслуживающего и развлекательного свойства, что «дворец» растекается по участку, как кисель. Неизбежно возникают всякие коридоры, «антишамбры» и переходы, которые призваны не только связать воедино разнообразные помещения, но и по возможности изолировать маршруты хозяев и слуг».
Также на формирование современного типа индивидуального одно-квартирного жилища является английский особняк рубежа 18-19 вв., из композиционных приемов которого заимствуется не только свободная планировка, но и покомнатная функциональная организация пространства: если готовить, то на кухне, если обедать, то в столовой, если смотреть фильм, то в домашнем кинозале, и т.д.
Таким образом, изучены предпосылки формирования композиционных и функциональных связей в индивидуальном жилище. Определены основные типы жилого дома, которые оказали влияние на формирование современного одноквартирного жилого дома. Это усадьба (городская и сельская), хоромы, изба, особняк и дача.